Большинство автолюбителей с легкостью решают для себя задачу по выбору между механикой коробкой передач и автоматом. Но тем, кто отказывается от ручного переключения передач, предстоит сделать еще один выбор – между вариатором и простым автоматом. Однозначно решить, что лучше вариатор или автомат, оказывается нет так просто. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, вытекающие из особенностей конструкции. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо разобраться в том, как они устроены.
Классический автомат во многом похож на механическую коробку передач. Те же шестерни, те же передачи. Главное отличие заключается в использовании гидротрансформатора, который заменяет собой сцепление и обеспечивает плавное автоматическое переключение передач по команде от блока управления.
В устройстве вариатора понятие переключения передач попросту отсутствует. Этот вид автоматической коробки передач является бесступенчатой трансмиссией. Конструкция состоит из двух соединенных ремнем шкивов, причем диаметр одного из них может плавно изменяться. Это приводит к такому же плавному изменению передаточного числа.
Благодаря такому устройству, автоматические коробки передач с вариаторомока выигрывают у традиционных автоматов практически по всем показателям.
Показатели вариатора:
- Меньший расход топлива. Исходя из характеристик движения, в каждый момент времени компьютер автомобиля подбирает то передаточное отношение, при котором двигатель будет работать в оптимальном режиме.
- Лучшие динамические характеристики. Из-за отсутствия передач разгон происходит линейно, без пауз, что позволяет более уверенно маневрировать в динамичном городском потоке, совершать быстрые и безопасные обгоны на трассах.
- Комфорт. Отсутствие рывков при переключении передач не только улучшает динамику разгона, но и добавляет плавности движению, делает поездку на автомобиле более комфортной.
- Меньший расход масла. Для работы коробки передач с вариатором требуется 5-7 литров трансмиссионного масла, менять которое необходимо каждые 80-100 тысяч км. В обычный автомат нужно заливать от 8 до 10 литров и производить замену масла через 50-70 тысяч км.
Недостатки вариатора
Одним из основных является не очень большая по современным меркам мощность двигателя в машинах с вариатором – она не должна превышать 220 л/с. В противном случае ремень, соединяющий шкивы, просто не выдержит и порвется. Впрочем, вполне вероятно, что в будущем развитие технологий материалов позволит преодолеть это ограничение. А для рядового автомобилиста главным сдерживающим фактором является дороговизна обслуживания и сложность ремонта.
Замена ремня должна производиться каждые 100-150 тысяч км, но за эту работу берутся далеко не все автосервисы, а стоимость ее весьма высока. Трансмиссионное масло, используемое в вариаторе, хоть и расходуется не так быстро, как в автомате, зато стоит дороже. Управление вариатором происходит с помощью сложной электроники, за диагностику и ремонт которой также придется выложить крупную сумму. Ремонт же самого вариатора может быть выполнен только у официальных дилеров. При этом он будет стоить вдвое дороже ремонта обычной АКПП, кстати, тоже совсем не дешевого.
Поэтому, если вы хотите приобрести автомобиль с вариатором, выбирайте новую машину с гарантией, используйте только то трансмиссионное масло, которое указано в инструкции, и избегайте резких ускорений. В таком случае вариатор прослужит вам долгую и хорошую службу, а возможные поломки будут исправлены по гарантии.